Про времяпрепровождение с детьми, решение задач и шахматы

ТАк хочется проводить время с детьми вдумчиво, неторопливо, не торопя никого с суждениями и не навязывая своего мнения.
В жизни же редко так получается. Если собираешь вокруг себя нескольких разновозрастных и разнохарактерных детей, то вдумчивости и неторопливости трудно добиться, потому что уровень реакции разный, мышление разное. Ане важна исключительная точность и она будет уточнять и уточнять, пока сама не уйдет за этими уточнениями так далеко, что первоначальный предмет окажется совершенно забыт, и у нее почти не бывает окончания этих уточнений, каждый ответ рождает веер вопросов и уточнений. С ней я часто нахожусь во внутреннем раздрае. С одной стороны, вопросы это здорово. С другой стороны, важно (я думаю) не потерять основную мысль и собственно стремиться находить ответы. Советую ей вопросы записывать, а потом спокойно искать на них ответы. Но они у нее возникают с такой пулеметной скоростью, что записывать она тоже не успевает, да и не хочет.
Задавая вопрос или стараясь натолкнуть на мысль, почти всегда приходится настаивать на том, что 1. молчим, пока другие не будут готовы слушать 2. рассказываем так, чтобы другим было понятно, не торопимся. Предварительно  каждый раз говорю «тщщщ», даем время подумать всем, не сбиваем напором своей мысли.
Еще одной проблемой является желание детей решить все и сразу. Мысль, что решения не скажу, подумайте в течение дня, воспринимается в штыки «нет, нужно сказать немедленно!» С сожалением отмечаю, что думать продолжительное время над задачей они не умеют...
Сегодня получилось вот так вдумчиво и с удовольствием провести время за решением шахматных задач. Задачи «поставь мат черному королю в один ход». Решали с настоящими шахматными, расставляя фигуры согласно условиям задачи. Что характерно для такого типа задач и времяпрепровождения, это то, что я с Аней и Юлей почти в равных условиях, почти на одном уровне шахматных знаний. Только я для себя понимаю сложность этой игры, а им хочется играть сразу «по-настоящему». Но сегодня мы вместе прорешали около 10 таких задач, Юля была готова решать дальше, но я свернула до того, как надоест.

М.Казиник "Буравчик в стране Света"

«Чем человек принципиально отличается от зайца и бобра. Оказывается, принципиально ничем. Просто разум позволяет более умело питаться, строить более теплые норы, чем медвежья берлога или лисья нора. Даже наше метро- всего лишь улучшенный вариант кротовых подземных галерей...Мы постепенно добираемся до ответа на вопрос, чем человек отличается от всего живого. Нет ли у человека еще одной функции, главной, ради которой человеку дан Разум?…человек слушал Бетховена, испытывал особые чувства; ими он сможет поделиться только с другим наделенным разумом человеком, который тоже испытывает особое, ни с чем не сравнимое чувство от восприятия Пятой симфонии Бетховена….Он испытывал то, что отличает человека от всего живущего на нашей планете, - наслаждение культурой."

«Искусство - бесполезная для общества игра…» «искусство, как и вся культура, - главное из всего, чем Человечество живет, ради чего оно живет на Земле."«Искусство - самый важный вид человеческой деятельности. Более того, именно существование искусства и его гениальных творцов - главный признак человечества и  отличия человека от всего живого."

Collapse )

Очень милый дневник

Ко мне приехал вот такой блокнот-дневник, так называемый "Пятибук". То есть дневник, рассчитанный на 5 лет. На каждый день выделено 3 строчки. Не представляю, как можно уместиться в 3 строчки. Разве что просто писать фразу типа "Была там-то" или "Погода такая-то". У меня страничка исписана до конца вместе с полями. Люблю Джейн Остин.

Collapse )

Играю на пианино

Я пару дней назад, задав в поисковике "несложные произведения для фортепиано", наткнулась на журнал http://soltem.livejournal.com
И это, по-моему, то что я ищу уже полгода, скупая самоучители и разные переложения нот для фортепиано и не находя того, что нужно мне.
В музыкальную школу я ходила 25 лет назад, тогда я закончила, кажется, класса 3 или 4. Помню, что играла Полонез Огинского, Итальянскую польку. Но тогда я играла совершенно механически, не ощущая, не чувствуя музыки, хотя вот эти два произведения таки запали мне в душу. Игру мою никто не поддерживал, пианино мне досталось расстроенное вконец, ни разу за мою музыкальную жизнь его не настраивали…
В общем, в свои лет 12 я закончила посещение музыкальной школы, но за пианино периодически садилась, играла песни из сборника Крылатова…Потом был перерыв примерно в 20 лет. И моя старшая дочь пошла в музыкальную школу, и мы купили электронное пианино. А еще я неожиданно поняла, что я люблю слушать классическую музыку и мы стали с детьми ходить на концерты.
Я периодически начинала что-то вспоминать, разучивать, но дальше небольшого прогресса дело не шло. Разумеется, я могу сыграть «Жили у бабуси два веселых гуся», но это как бы не то, что хочется  от игры на пианино.
Месяц назад со мной случился очередной порыв, я села разучивать Лунную сонату и Вальс из детского альбома Чайковского. И чуда не произошло, после разбора нот и начала занятий я поняла, что дальше определенного уровня не двигаюсь, сегодня я не могу сыграть лучше чем вчера. Это на самом деле приводит к унынию, раздражению и даже отчаянию. Сразу возникают мысли, что все плохо, что делать, непонятно, надо искать преподавателя, что самостоятельно не получается.
И вот в этом журнале я нашла выход для себя. Суть такая: выбрать короткий отрывок из произведения и сегодня 15-20 минут разучивать только его. После этих 20 минут ты должен уметь играть этот кусочек как профи, пусть это будут хоть 2 ноты подряд. И все, на сегодня работа с этим кусочком закончена. Можно еще делать несколько подходов по 15-20 минут с разучиванием других кусочков. На следующий день ты снова 15-20 минут повторяешь тот же кусочек. На следующий день то же самое. Через сколько-то времени ты садишься и понимаешь, что ты сходу можешь сыграть этот кусочек хорошо, тогда переходишь к разучиванию следующего кусочка.
Мне этот подход очень подходит еще тем, что времени на занятия на фортепиано у меня весьма мало, но 15 минут можно найти ну почти всегда. Поэтому 2-3 раза в день по 15 минут - это мой вариант.
Я себе взяла для разучивания 3 произведения.
1) Лунная соната - начало;
2) Вальс Чайковского из Детского альбома
3) сонатина соль мажор Бетховена
Занимаюсь уже 3й день по вышеизложенному плану. И это работает! Те коротенькие отрывочки, которые я разучиваю, звучат вполне приятно (для моего уха), и есть желание заниматься-разучивать дальше. А это именно то, что я и хочу. Спасибо автору блога.

Знакомство со словарем

Сегодня Юля познакомилась со словарем, училась им пользоваться...
Ей нужно было вспомнить, как пишется слово дерево по-английски. Просто показывать-подсказывать ей мне не хотелось. Пару секунд я размышляла, как бы посмотреть слово в конце учебника, ведь если не знаешь начальную букву, то и не найдешь его там, а еще нужно искать учебник за предыдущий год…И на глаза попался англо-русский и русско-английский словарь старшей дочери. О! То, что надо, подумала я.
Положила перед Юлей, говорю, будем искать по словарю. Юля воодушевилась и рьяно взялась за дело. Однако оказалось, что она вообще без понятия, как это делается.
Ищем букву «д». А где ее искать? Вспоминаем, где стоит буква в алфавите, в начале или в конце, так «д» нашли, какая следующая буква в слове дерево? «Е», ищем чтобы вторая буква была е, она до «О» или после?…и тд. Ура, нашлось дерево.
Таким же образом нашли еще пару слов. Юле процесс понравился, она вспомнила, что у нее есть свой словарь (а я уже и забыла про это), он с меньшим количеством слов, более красочный, принесла его на свое рабочее место:)
Вроде, все просто и обыденно, словарь и словарь, а тут целое открытие получилось:)

Звонкин "Малыши и математика". Начало

Меня просто распирает поделиться книгой, которую я только что прочитала. Это А. Звонкин "Малыши и математика". По-моему, это шедевр, незаслуженно неоцененный. Я на эту книгу вышла по рекомендации Жени Кац. Но это настоящий кладезь мыслей, наблюдений, ссылок, материала для занятий, юмора. Последнее особенно ценно, так как книга не содержит никаких назиданий, никаких «как надо», а только наблюдения, размышления, самоирония и уважение к ученикам, знакомым и читателям.
В книге описывается опыт автора как ведущего кружка для дошкольников по математике, задачи, которые они разбирали, а также много-много наблюдений, описаний, рассуждений, психологии...Мне было чрезвычайно интересно и полезно. Я сейчас начала выписывать для себя и задачи, и мысли автора...
Вот, например, одна из самых первых задач и комментарий к ней.
- Я кладу на стол 8 пуговиц. Пересчитываем.
Напротив них дети кладут 8 монет.
Чего больше: монет или пуговиц?
Я раздвигаю ряд монет так, чтобы он стал длиннее. Чего больше? Предлагаю пересчитать пуговицы и монеты.
8? Поровну?
Нет! монет больше заявляют мальчики.
"Эта задача - одна из бесчисленых серий задач, которые давал детям психолог Жан Пиаже. В свих опытах он установил: маленькие дети не понимают того, что нам с вами кажется самоочевидным - если несколько предметов ка-нибудь переставить или переместить, то их количество от этого не изменится.
К сожалению, самый распространенный прием, которым пользуются в такой ситуации почти все взрослые, состоит в том, чтобы начать детям изо всех сил что-то втолковывать…
Collapse )

Я не ныл - и вам не советую:)

Для поднятия настроения и чтобы вспомнить, как оно было:)

Оригинал взят у digital_geda в Я не ныл - и вам не советую:)
Снова порция прекрасного от подрастающего поколения. Перепост делается с некоторыми сокращениями. Кому надо полный текст - прошу по ссылке в оригинальный журнал:)

Оригинал взят у hojja_nusreddin в Отецкая нотация испорченным детям
Когда я был ребенком, взрослые часто доводили меня до слез своими нудными воспоминаниями о том, какое трудное у них было детство...
Как им приходилось пешком ходить в школу каждое утро 15 километров в гору, зимой. А зима тогда длилась круглый год!
И ещё они тащили туда пару своих младших сестрёнок на плечах и "закорках".
(Я не знаю, што такое "закорки", спросите сами у бабули).
Collapse )

Правила для родителей подростков




Правила для родителей подростков

Правило номер один Займитесь собой. Если до этого момента у вас не было личной практики осознанности, самое время ее…



Сохраню для себя, стало актуально...

Язычество древних славян. Б.Рыбаков

«Изучение язычества - это не только углубление в первобытность,
но и путь к пониманию культуры народа."
Б.А.Рыбаков
Мне вообще по жизни интересна эта тема: а что было до Киевской Руси, что было до христианства? Ведь был какой-то народ, уклад жизни, верования, обычаи…Что было до…Вторым камушком в огород моего любопытства (или интереса) стали русские народные сказки. Ведь сказки - это не просто сказки, когда-то они были наполнены смыслом. Кто такая баба Яга? Трехголовый змей? Особенно мне стало интересно, когда мне попалась информация о том, что когда-то баба Яга не считалась злой, это не был отрицательный персонаж, что очернение бабы Яги и других героев произошло в эпоху христианства, когда с этими персонажами боролись, и насаждали другое мировоззрение. Так вот старое никуда не делось, а, так сказать, ушло в тень…А некоторые праздники, например, Масленица, сохранились и до наших дней. Сейчас много издается книг по так называемой сказкотерапии, именно в ходе чтения этой литературы (Зенкевич, кажется) меня впервые поразила мысль о том, что сказочных сюжетов не так много. Сказок - тысячи, а сюжетов довольно ограниченное количество. Но этот автор меня не впечатлил, мне рассуждения показались поверхностными и сделанными на потребу дня, я начала искать другие книги. Кэмпбелл, Юнг, Пропп и др.
Что мне стало понятно в ходе поиска информации по этой теме, так это то, что четких сведений, что и когда было с нашими далекими предками, нет. Но информации много, трудов много...
Одним из научных и в то же время доступно написанных трудов является книга Рыбакова «Язычество древних славян». Борис Александрович Рыбаков - наш отечественный историк, археолог, исследователь именно древнеславянской культуры (1908-2001). С его выводами далеко не все согласны, но, по крайней мере, это одна из обоснованных точек зрения, выраженных профессионалом.

Некоторые интересные мне выдержки из книги:

Collapse )

«Русские люди эпохи Владимира Мономаха, давно уже числившиеся христианами, продолжали поклоняться всем божествам всех трех стадий: и архаичным упырям с берегинями, и Роду с рожаницами, и Перуну…эволюция религиозных представлений шла не путем полной смены старых верований новыми, а путем наслаивания, добавления нового к уцелевшему старому».

3.«Большинство сказочных сюжетов связано с чудесным путешествием героя, во время которого происходят различные приключения, иногда женитьба; оно завершается счастливым возвращением домой..
Выход героя из дома -это выход охотника...
Помощником героя сказки иногда оказывается волк. Это самый глубокий архаизм после Чуда-Юда. Сказочный Серый волк, верой и правдой служащий охотнику, - это впервые прирученная собака…"

Collapse )
Книга очень подробная, автор самым скрупулезным образом разъясняет, почему он делает какой-то вывод. Интересно, что созвездия Большой и Малой медведиц назывались Оленями или Лосями, про возможное отражение в сказках охоты на мамонтов..

В целом, очень познавательно.

Перехожу к следующей книге - Звонкин «Малыши и математика». И она потрясающе замечательная, просто кладезь мыслей, информации для размышления и применения...

Это вообще прелесть! Москва, Университет, корова, красивая машина!

Оригинал взят у a_dedushkin в Это вообще прелесть! Москва, Университет, корова, красивая машина!
Москва, Москва...:)

565592 На Университетском проспекте.jpg
Фото 1969 г. В Усманова. Университетский проспект.
Корова-то молочная, поди:)


Collapse )